Светлана Горбань, Наталья Лапина «Надежда: спутанные пазлы»
Роман-интервью Светланы Горбань и Наталии Лапиной «Надежда: спутанные пазлы» в 2009 году получил диплом конкурса «Коронация слова», а в 2011-м его номинировали на «Книгу года». Ольга Герасимюк, член жюри конкурса, представили книгу довольно прохладно, мол, история — «про бизнесмена, который… подобрал на трассе зашморганую «боску». Умывшись, она перевернулась на красавицу, одновременно — оказалась преданной дочерью, полусиротой, что похоронила умершую от рака брошенную отцом мать, к тому же блестящей пианисткой, отчисленной из училища, глубоко зависимой от любви к бродячему графоману, чьи стихи мы вынуждены неоднократно в книжке читать и петь» О людях, которые любят пазлы и составляют «рога вероятного оленя», поэтому «наверное, эта книга именно для таких»,
Ольга не знала, потому что тогда, возможно, по-другому представляла бы роман. Дело в том, что одна из авторов, Светлана Горбань, дважды побеждала то бишь спасалась от …рака. А, зная это, гораздо легче осмысливать в романе тему онкозаболеваний, сказания о монастырской жизни, истории исцеления чудотворной иконой. Значимыми являются не только содержание и сюжет, и мотив написания сочинения.
Итак, черкасский бизнесмен Кирилл, у которого «все о'кей», за «неправильное бабушкино воспитание», для которой главное «доброта и доверие», в России «случайно встретил землячку» как раз в День святого Валентина и поразил ее произнося тосты и поздравления на день влюбленных. Непонятно, что он там делал, но важно, что не проехал мимо «маленькой замухрышки». На самом же деле Надежда — дочь самого богатого бизнесмена в Черкассах. Однако не желание наживы руководило Кириллом, когда он ухаживал за девушкой, а ее неуловимость, спонтанность, рискованность. Девушка походила на перелетную птицу, потому что новых впечатлений искала, путешествуя автостопом. Впоследствии на эту авантюру «подсадила» (правда, ненадолго) и солидного Кирилла, поэтому читатели вместе с героями побывают на Лычаковском кладбище в Львове, в санатории в Трускавце, ночной Умани… И если семейная жизнь утоляет юношеский задор, и когда Кирилл вознамерился «обезопасить» Надю от внешнего мира, в ее середине «засела смерть». Эти двое людей, как эти пазлы, были «из разных коробок». Писательницы демонстрируют, как оно — жить вместе, но при этом умереть друг для друга.