Уже говорилось о хозяйственной стороне жизни первобытных людей, а также об особом значении еды в их жизни, о придании ритуальности пиршествам. Предпочтительно в крестьянской жизни до ХХ века было уважительное отношение ко всей пище, но особенное благоговение было к хлебу.
Подобная неоднозначность присуща для бытия и прочих важнейших ценностей. Все это характерно для всей сферы быта, а также прочих сфер проведения первобытного воспитания.
В жизни первобытных племен большую роль играли половые различия. Так было не только в хозяйственной жизни, но и в прочих. Неодинаковое половое доминирование на разных территориях — в разные периоды оказывало решающее влияние на становление культуры.
Значительная роль женщины во всей хозяйственной деятельности не приводила к тому, чтобы она везде занимала господствующее или, в крайнем случае, особое положение. Скорее всего, матриархат преобладал не по всей территории проживания первобытного человека. Однако понимание ее особой роли было, правда, для этого надо было достичь определенного уровня развития. В воспоминаниях о времени, проведенном среди австралийцев, Уильям Бакли не говорит, что к женщине подходили особенным образом. Женщины на ровне с мужчинами участвовали в хозяйственной деятельности, так же принимали участие в войне. Стоит отметить, что войны в те времена были подобны дракам, и в основном они велись у австралийцев до первой крови или трупа. Бывало, по окончании боя мужчины, не удовлетворившие накопленную агрессивность, начинали бить своих женщин.
Вероятно, женщина считалась ценностью двух родов: как продолжательница рода и как вероятный партнер в сексуальных отношениях. Как правило женщин постоянно было мало, они часто умирали, особенно во время родов. В условиях сильной антисанитарии того времени такой период был для жизни женщины очень опасным.
В существующих сегодня первобытных племенах положение женщины является неоднозначно. Например, в племенах, которые обитают на острове Новая Гвинея, женщины не считаются особой ценностью. Однако, следует отметить, что племена эти остаются на низком уровне. Это хорошо видно на племени под названием ку-ку-ку-ку где имеется такая социальная структура: мужчины, следом идут свиньи и замыкает данную структуру женщины. Получается, что ниже женщин по социальному положению оказываются только те юноши, которые по каким-то причинам не смогли пройти испытаний. Однако последние вообще не считаются за людей. А это значит к ним, возможно, применить любое действие, даже вплоть до убийства.
Однако традиционно высокое положение отводится браку. Данное племя является очень воинственным, а потому в нем к браку стремятся. Он проводится с рядом ритуалов, которые должны укрепить семью и придать союзу особую плодовитость.
Достаточно хорошее отношение к браку в племенах, проживающих в Мезоамерике. Каждая семья там считается главной экономической и социальной единицей. Однако нравы у данных народов не столь воинственны. К женщине здесь относятся как к ценному имуществу, правда, считающемуся вторым сортом. Так в племени намбиквара мужчины относятся к женщине доброжелательно и даже с состраданием. И все-таки различия очень большие, что выражается даже в той судьбе, которая уготована мужчине и женщине после их смерти. В этом племени полагают, что после смерти души мужчин превращаются в ягуаров, в то время как души женщин просто рассеиваются в небе.
Спонсор статьи: проектирование пресс форм для пластмассы.