Вероятно, все согласятся с мнением, что любое художественное произведение может рассказать не только про нарисованный ним мир, но и про самого творца. Роман, фильм, пьеса является будто двусторонними полотнами, на одной стороне которых изображена определенная «картинка», а на другом — портрет самого автора. Мы привыкли рассматривать в таком ракурсе роман, особенно, если в нем повествование ведется от первого лица, — однако значительно реже есть достаточно оснований для того, чтобы увидеть «авторскую» сторону фотографии. Предлагаемая книга является именно таким случаем.
«Будто и не было войны…» — сборник старых фотографий, составленная киевским краеведом Дмитрием Малаковым. Эти черно-белые снимки были сделаны в 1942-1943 годах во время оккупации Украины вражескими войсками. Их автор — венгерский солдат, дешифратор аероснимков, а по совместительству — фотограф-любитель, который путешествовал землями и фотографировал то, что ему бросалось в глаза. На большинстве фотографий изображен Киев: его дома — порой уцелевшие, а порой разрушенные; улицы, которыми, несмотря на военное положение, спешат куда-то прохожие.
Фотография выгодно отличается от других способов зафиксировать реальность тем, что изображает не только задуманное автором, но и много мелких деталей, которые случайно попали в кадр. Они могли быть совсем не интересными для современников, однако приобретают значение для зрителей более позднего времени. На фотографиях венгерского солдата также можно найти много интересных мелочей, свидетельствующих об особенностях жизни в оккупированном городе. Отдельные из этих деталей выделяет и комментирует Д. Малаков. Его примечания являются очень удачными и нужными — они дают необходимые знания про тогдашние обстоятельства, вводят читателя в «курс дела». То же самое можно сказать и про написанное краеведом краткое предисловие, которое несколькими штрихами обрисовывает ситуацию, в которой оказалась Украина в 1942-1943 годах.