Виктор Пелевин «Чапаев и пустота»
Кандидат на малую премию Буккера в 1997 году, финалист Дублинской литературной премии 2001 года это роман который можно читать и перечитывать, в надежде приобщения к тайнам и глубинам философии дзен-буддизма, желая достичь познания того о чём поёт колокольчик бодхисатвы. Очищения просветлённого сознания, стремления пробуждения. В реку романа можно только войти, глубина и непостижимость этой реки не отпустит.
Строение канвы романа, уже само по себе фантасмагория, всё вращается вокруг центральной коллизии: это путь Петра Пустоты к «сатори», просветлению и Василия Чапаева ставшего практически проводником на этом пути. Всё остальное война Сердюка и Минамото с Тайра, закончившаяся попыткой суицида последнего, линия взаимоотношений Арнольда Шварценеггера и Марии, непонятный бандит Володин все эти линии нанизаны на ось центрального плана повествования сюжета.
Действие романа происходит в двух исторических периодах, в России начала и конца 20 века. Герои лечатся в психиатрической больнице, где проходят реабилитацию по новому методу доктора Тимура Канашникова, суть которого заключается в совместном галлюцинировании больных объединённых единой целью выздоровления. Разобраться какой мир реален, мир революционной России или его отражение во снах им трудно, ведь всё прекрасное, что есть в человеке недоступно не только другим, но и ему самому. Чапаев постепенно становится учителем бодхисатвы, утверждая, что нереальны оба мира, Пустота как предупреждение.
Этот отзвук влияния творчества Ясунари Кавабаты выдающегося японского писателя, мастера подтекста и недосказанности, в романе Пелевина звенит намёком или внушением о судьбах будущего страны.