В своё время безобидные сказки про Гарри Поттера вызвали громкий общественный резонанс. Ведь их героем выступает юный волшебник, а значит, книги о нём пропагандируют колдовство. Обвинения исходили главным образом от религиозных деятелей и особенно фанатичных верующих, в сознании которых всякое «волшебство» ассоциируется с силами зла. В католическом мире за Гарри Поттера впервые заступился Иоанн Павел II, недавний Папа Римский.
А в России «адвокатом» мальчика-волшебника стал Андрей Кураев, самый «неправильный» православный священник. Рясоносные защитники напомнили публике, что эти книги ничем не отличаются от классической «волшебной» детской литературы и от народных сказок, в которых волшебства было больше, чем на сто процентов. Шумиха утихла, хотя среди отдельных фанатиков, самых малообразованных, до сих пор ходят обвинения в адрес книг и их автора.
В СССР тоже была детская книжка, вызвавшая шумиху на религиозной (точнее – антирелигиозной) почве. Корней Чуковский в начале 60-х годов задумал издать библейские истории, адаптированные для детей. Советское руководство разрешило выпуск книги, но с одним условием: в ней не должны упоминаться евреи и бог. Чуковский легко выкрутился: евреи были названы просто «древними людьми», а бог – волшебником Яхве. Однако после выхода книги чиновники изменили своё решение, и весь тираж был уничтожен. Второе издание книги Чуковского было предпринято в 1990 году, в эпоху Перестройки и гласности, и совпало с появлением собственно религиозных книг для детей, в том числе сектантских. Неизвестно почему, но занимательная книга Чуковского в новой России так и не стала популярной и быстро забылась.