Девяностые годы прошлого века стали переломными в литературе. Это было окончание двадцатого, но еще не начало двадцать первого века. Закончилась эпоха советской власти, провозглашен в 1990 году Закон о печати, и все узнали об отмене цензуры. С этого момента начинают публиковаться многие материалы, ранее имеющие гриф «Секретно». Появилось множество переводной литературы, пришедшей из стран дальнего зарубежья – это и Чейз, и Агата Кристи.
Стали доступны читателям запрещенные ранее произведения, к которым безусловно относится роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛаг». За девяносто лет жизни, писатель создал много масштабных произведений, принесших ему помимо гонений в советское время, более 30 наград и премий. Он стал лауреатом Нобелевской премии, после чего был благополучно выслан за пределы СССР. «Архипелаг ГУЛаг» — произведение, созданное на реальных событиях, произошедших с самим писателем и взятых из множества документальных источников, в том числе и из писем граждан Советского союза. Информационную помощь в написании этой исторической работы оказало более двухсот человек. Работа над произведением длилась около десяти лет и еще в 1968 году была окончена.
Безусловно, в Советском Союзе книга о реалиях арестантской жизни, правда о политзаключенных и их арестах, напечатана быть не могла. Она начинает издаваться во Франции. Слишком активное «антисоветское» творчество автора не осталось незамеченным в Политбюро и в 1974 году встал вопрос об аресте Александра Солженицына. После этого он был лишен гражданства и выслан из СССР. Признание Родины вернулось к автору только в конце восьмидесятых годов, когда в журнале «Новый мир» вышли некоторые главы из «Архипелага ГУЛАГа». Его восстановили в гражданстве, прекратили уголовное дело и даже наградили Государственной премией. Читатели могли познакомиться со многими другими произведениями Солженицына – «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом» и многими другими.
Главной отличительной особенностью произведений Солженицына является их документальность, трепетное отношение к русской речи с использованием классического эпоса.