Главная / Полезная информация / Из истории экслибрисов

Из истории экслибрисов

Примерно в 1400 году до н. э. фараон Аменхотеп III маркировал папирусы из собственной библиотеки с помощью специальных фаянсовых печатей, которые сегодня хранятся в коллекциях Лувра и Британского музея. В средневековой Европе рукописные книги, которые постепенно накапливались в монастырских, а впоследствии и частных библиотеках, начали подписывать ради символической привязки к месту хранения. Известно, что французский король Карл V в 1367 г. лично инвентаризировал собственные манускрипты, обозначив на каждом «Эта книга моя. Карл».

Кажется, в том, что подобные надписи могут реально обезопасить книгу, уже тогда верили мало — с распространением публичного доступа к библиотечным коллекциям изобрели более надежный способ книгохранения — тома крепились цепями просто стеллажей. Но тема получила продолжение: охранные надписи со временем дополнились графическим изображением и подписью «из книг…», «из библиотеки…» того или другого господина. Причиной роста популярности экслибрисов было в частности желание человека выявить, зафиксировать право собственности на ценные вещи, тем самым подтверждая собственную идентичность как коллекционера, хранителя, мецената.

В Германии издавна существовала традиция подобного именного маркировки ценностей, поэтому естественно, что первым известным европейским экслибрисом был знак коллекции книг брата Гильдебранда Бранденбурга с немецкого города Биберах. На нем изображен ангел с гербом владельца в руках — типичная тогдашняя символика. Отпечатки на этих книжках наносились методом ксилографии (гравюра на дереве) и обрисовывались вручную. Свое собрание брат Гильдебрандт 1480 г. завещал монастырю, таким образом обеспечив своим книгам сохранения, а себе — место в истории.

 Итак, родиной европейского экслибриса считается Германия, хотя уже с начала XVI в. находим первые его образцы во Франции, Нидерландах, Италии, Португалии, Чехии и Польши — закрепление традиции книжного маркировки совпадает с распространением книгопечатания и техники гравюры. При этом сложилась традиция крепить печатный экслибрис (или просто отжимать его) на внутренней стороне обложки (откуда его было труднее оторвать, на повредив именно издание).

Отправить ответ

Уведомления
avatar
wpDiscuz
Top
Стихи о любви

Стихи о любви