«Призрак» норвежского писателя Ю. Несбе — это роман о современной жизни, написанный с психологической обоснованностью и мистическими прозрениями. Роман написано на удивление мастерски. Хороший детектив в принципе должен быть интересным, динамичным, увлекательным. Но Ю. Несбе совершил невозможное: он создал философский детектив, экзистенциальный детектив, в котором на фоне острого сюжета показаны отношения между теперешними «сильными мира сего». В произведении также показаны внутренние мотивации поступков, показано человека, который часто скрывается за внешней маской благочестия и порядочности (в частности это касается полицейских и политиков).
Призрак — это и тени прошлого, от которых бегут герои, но также и «форма бытия» одного из рассказчиков: версия жизни, рассказанная тем, кого убили. Экзистенциальная формула «жить, чтобы рассказать об этом» в Несбе трансформируется в онтологическую формулу «быть, пока не рассказать об этом». Призрак живет вместе с нами, пока читатель путешествует текстом и видит мир современного Осло глазами призрака.
«Призрак» — это роман о наркотиках, история об убийстве парня Густо, который решил стать наркоторговцем, и желание любой ценой найти настоящего убийцу. Густо сам стал жертвой дурмана. Наркотик (как скрипка — он дает жертве обманчиво-чудодейственный «музыкальный» эффект), который изготавливают в Осло, — чума, которая, давая призрачное счастье, забирает жизнь. Это, по сути, также призрак. И наркоторговцы соревнуются за разделение мира. Молодые души становятся жертвами и новыми силами этого синдиката. Но игра с привидениями в поисках настоящего убийцы происходит по кругу. В финале все возвращаются в исходную точку.