Стефан Гейм

Стефан Гейм (1913 – 2001)– крупнейший немецкий писатель-постмодернист. Самый известный его роман, «Агасфер», написан в характерной для постмодерна технике «палимпсест»: сюжетные слои в нем как бы накладываются друг на друга.

Первый уровень сюжета – христианская легенда о Вечном Жиде Агасфере, второй – история, произошедшая в эпоху Реформации, третий – переписка двух ученых, датированная концом 1970-х – началом 1980-х годов. Каноническая легенда о Христе в романе получает пародийное переосмысление.

Легенда об Агасфере впервые была зафиксирована в 13-м веке; согласно преданию, во время крестного пути Христа на Голгофу Агасфер не позволил ему отдохнуть у своего дома, за что был проклят и обречен дожидаться Второго Пришествия сына Божия. Гейм переосмысляет эту историю: по версии писателя, Агасфер восстал против Бога вместе с Люцифером. В первой главе описывается спор о человеке между Люцифером и Агасфером (последний надеется, что людей можно изменить к лучшему, тогда как Люцифер восстает после концепции человека как существа, сотворенного Богом). Этот спор представляет собой развернутую аллюзию на «Пролог на небесах» из «Фауста» Гете.

Второй сюжетный слой романа также напрямую соотносится с «Фаустом». Гете воспользовался старинной легендой о человеке, продавшем душу дьяволу в обмен на бесконечную мудрость. Гете трактует ее в духе просветительского оптимизма. «Агасфер» является пародией, карикатурой на трагедию Гете, у него абсолютно другой финал. Паулус фон Эйцен, современник Фауста, по пути в Витенберг знакомится с неким хромым господином, который представляется как Лёйхтентрагер (дословный перевод – «несущий свет»; ср. с «Люцифер» — «огненосец»). Они заключают сделку, но у фон Эйцена нет высоких помыслов Фауста – его прежде всего интересует карьера и выгодный брак. В целом вся его история выстраивается Геймом как сознательная параллель поступкам Фауста: например, в конце жизни он насаждает на земле «Царство Божие», в котором все инакомыслящие преследуются и уничтожаются.

На третьем сюжетном уровне дается переписка двух ученых, обсуждающих миф об Агасфере. Здесь в сжатом виде вновь разворачивается история Фауста в социалистической Германии (еще одна пародия на Гете). В конце романа описывается Второе Пришествие Христа, которого никто не узнает: Голгофа полна хиппующей молодежи, японцев с фотоаппаратами, никто не замечает сына Божия. По сути, Гейм переосмысляет образ Армагеддона, после завершения которого на земле «все пребыло, как встарь».

Ну а когда вас интересуют вип зал шереметьево — посетите сайт www.aviacenterservice.ru. Только там есть все чтобы попасть в вип зал аэропорта.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомления
Top
Стихи о любви

Стихи о любви