Главная / ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века / ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века (Любовные письма)

ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века (Любовные письма)

Чем можно удивить сегодняшнего читателя? Какая книга успокоит его взволнованную душу или, наоборот, возмутит усыпленный разум? Может быть, такой книги нет? Мощным озонирующим разливом прорывается нынче печатное слово сквозь запруды книгоиздательского застоя. Публикуется абсо­лютно все: от Валишевского до Ницше, от Блаватской до «кра­мольных» штудий Горького и Короленко…


И все-таки я хочу ошибиться в том смысле, что есть еще кни­ги, которые способны и сегодня, да, быть может, еще и в боль­шей степени именно сегодня взволновать самого искушенного читателя. Одну такую книгу я осмелюсь назвать. Да, это «Лю­бовь в письмах выдающихся людей ХVШ и XIX века».


Книга о любви… А что мы знаем о ней? И знаем ли мы, что такое любовь?


«Любовь сильнее смерти и страха смерти; только ею, только любовью держится и движется жизнь» (Иван Тургенев).


«Мужчины, женщины, постоянно рождающиеся для любви, в полный голос заявите о своем чувстве, кричите: «Я люблю тебя», вопреки всем страданиям, проклятиям, презрению ско­тов, хуле моралистов. Кричите это вопреки всяческим преврат­ностям, утратам, вопреки самой смерти… Любить    это единст­венный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья» (Поль Верлен).


«Только влюбленный имеет право на звание человека» (Александр Блок).


Не буду продолжать, ведь слов о любви    океан. Сколько о ней написано книг, как много томов можно было бы составить из одних только высказываний знаменитых людей о любовном чувстве. Конечно, начитавшись любовной премудрости, любви не научишься, но я приветствую всякого, кто прочитал хоть толику этих книг. Пусть немного, но все же он станет другим…


«Любовь в письмах…» Это значит    о любви из первых уст.


Они влюблялись и разочаровывались, им изменяли, они ос­тавляли. Но влюбленные и разлюбленные не теряли веру в силу любви, в ее высокий нравственный свет. Любовь    великая тайна, но так случилось, что в этой книге сокровенные чувства становятся как бы прилюдными, известными всем. Хорошо это или плохо? Это замечательно, ибо высокое слово любви возвы­шает любого человека.


Любовные письма    это обращенность одного человека к другому, это порыв, призыв, признание, стремление уйти от одиночества, вырваться из тягостного круга разлуки. «Любовь в письмах…»    книга признаний, уникальные, неповторимые свидетельства. В ней не приземленная летопись быта, но возвы­шенная правда бытия, стремление к идеалу.


Начало нашего века было временем расцвета документаль­ной литературы, когда выходили целые серии, посвященные ин­тимной жизни творческих натур, сердечным увлечениям извест­ных личностей, эпизодам из донжуанской жизни писателей, художников, актеров. Вместо романов, повестей печатали книги, обрамленные аурой интимной переписки. Два-три письма, два-три признания    и тончайшие отношения двух великих избран­ных проникают в сердца читателей.


К такого вида литературе относится и эта книга, в которой на фоне эпохи выступает яркая личность художника и, наоборот, на фоне интимных отношений высвечиваются время, эпоха, ее колорит и ей присущие черты. Письма представляют интерес для характеристики романтических нравов эпохи, культурных за­просов, духовного уровня женщин и мужчин разных стран и народов.


Некоторые литературоведы, к примеру, считают, что писа­тельский архив Пушкина совпадает с его «донжуанским спис­ком», что сообщает глубокий жизненный и драматический инте­рес невинным листкам пушкинской переписки с любимыми женщинами.        


Немецкий поэт Новалис был уверен, что «любовь    конеч­ная цель мировой эволюции, правда вселенной. Любовь    выс­шая реальность, предвечная основа всего…».


Жизнь всякого великого человека, как правило, окрашена в трагические тона. Во всяком случае, это жизнь, высшее назна­чение которой вырастает в трагедию любви, трагедию творчест­ва, трагедию Родины. Желание разобраться в сложной области человеческих чувств и взаимоотношений обостряет естественный интерес к изучению человеческих документов, писем-признаний.


Иные заметят: любовь    тема старомодная и, стало быть, устарелая для нашего несентиментального времени. Теперь к нежным чувствам относятся свысока. Но, как говорится, за мо­дой не угонишься. А история устареть не может. Ведь в письмах возлюбленных друг к другу не только история их возвышенных чувств, но и история в самом прямом смысле. Та история, кото­рую делает человек. И прежде всего    влюбленный человек.


Книга «Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века» давно уже стала библиографической редкостью. Только один раз продавалась она на аукционах книжных редкостей. Эта книга замечательна во всех отношениях. Ее красота и привле­кательность начинаются с обложки, которую выполнил талант­ливый русский живописец, график, театральный художник, «мирискусник» Сергей Судейкин. В своем творчестве он сочетал пристрастие к старому дворянскому быту и интерес к красоч­ным народным празднествам, соединял рафинированные изыс­канные мотивы с примитивизмом, лубочностью. Так и на нашей обложке все это ярко выражено, и еще: на ней прочитывается легкое и в то же время глубокое ощущение художником самого яркого человеческого чувства    любви. Годы жизни и смерти художника: 1882 — 1946. Умер Судейкин в США, где проживал с 1923 года.


Посвящена книга другому прекрасному русскому худож­нику    Константину Андреевичу Сомову (1869 — 1939). Дружба, общие взгляды на искусство этих двух творческих людей    особая глава в истории отечественной живописи. К. Сомов име­нем своим как бы облагораживает это оригинальное издание.


Искреннюю благодарность его составители выражают П. Е. Щеголеву и М. О. Гершензону за «их добрые указания в деле создания этой книги». Имена эти    не пустой звук в россий­ской словесности. Павел Елисеевич Щеголев (1877 — 1931) ши­роко известен прежде всего тем, что в 1916 — 1917 годах издал свой многолетний труд «Дуэль и смерть Пушкина», положив­ший начало изучению политической биографии поэта. Михаил Осипович Гершензон (1869 — 1925)    историк по образованию, философ по творческим импульсам, писатель по складу мышле­ния. Наиболее известны его книги: «Мудрость Пушкина», «Исто­рия молодой России», «Грибоедовская Москва».


Предисловие к книге написал поэт, писатель Федор Кузьмич Сологуб (1863 — 1927). В свое время он был одним из самых известных российских литераторов. Сологуба упрекали в «клад­бищенских мотивах», в пессимизме, в «скорбном шатании духа». Но посмотрите, как возвышенно, оптимистически пред­ставляет писатель эпистолы любви, какую песнь создает он животворному чувству: «Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в отношении любви. Когда к человеку приходит любовь, могущественная сила, движущая мирами и сердцами, низводящая небо на землю и землю преоб­разующую в сладостный Эдем, то в душе человека умирает все случайное и раскрываются лучшие ее черты». «Зрелище души, озаренной любовью»    так может сказать только поэт, глубоко и сильно чувствующий и переживающий. Дело в том, что Федор Кузьмич сам испытал серьезное чувство к женщине, к Анастасии Николаевне Чеботаревской, с которой он познакомился в 1908 году. Знакомство это стало переломным и в его писательской, и в личной судьбе.


А. Н. Чеботаревская окончила в Париже Высшую школу общественных наук, основанную для русских эмигрантов либе­ральным деятелем М. М. Ковалевским. Она писала прозу, статьи по искусству, много переводила. Женившись на ней, Федор Сологуб меняется даже внешне. По воспоминаниям современ­ников, из скромного учителя гимназии с «учительской» бород­кой и усами он превратился (как на портрете К. Сомова) в маститого метра декадентских салонов, походившего «своим обрюзгшим лицом  и  саркастической  усмешкой  на  римского сенатора времен упадка». Как можно заметить по стихам того времени, в его лирике появляются мотивы, несвойственные ему раньше,    приятие жизни, наслаждение ее радостями. Один из томов своего собрания сочинений он называет «Очарования земли».


Огромной трагедией для него стало самоубийство жены и друга, которая осенью 1921 года в припадке психастении броси­лась в Неву.


Чувством, родившимся в душе поэта к Анастасии Чеботарев­ской, проникнуты многие произведения Федора Сологуба. «Любовь победила и здесь»    так можно сказать о знаменитой литературной паре 10 — 20-х годов нашего века. На память при­ходит свидетельство замечательного советского поэта Арсения Тарковского, который еще молодым, году в 1925-м, посетил уважаемого им писателя в Ленинграде. Ему запомнилась такая деталь: на столе во время обеда стояла третья рюмка. «Это для Анастасии Николаевны»,    говорил Федор Кузьмич.


Такова вкратце история «любви и смерти» двух людей, выпустивших книгу, которую вы держите в руках. Вы, конечно, обратили внимание, что составителем ее выступает Чеботарев­ская. Можно себе представить, что если бы в книгу вошли их письма друг к другу, то она только выиграла бы. Уж слишком на глазах многих современников, отраженное не только в сплет­нях салонных кумушек, но и на страницах журналов и книг, развивалось и проявлялось любовное «зрелище души».


Книга читается на одном дыхании. Как любопытны нынеш­нему влюбленному письма Людвига ван Бетховена к своей «бессмертной возлюбленной»    графине Джульетте Гуакарди, Роберта Шумана    Кларе Вик, лорда Джорджа Байрона    Авгу­сте Лейг, Жорж Занд    Альфреду Мюссе, императрицы Екатери­ны II — князю Г. А. Потемкину, А. И. Герцена    Н. А. Захарьи­ной, И. С. Тургенева    Полине Виардо, В. А. Жуковского    Марии Протасовой…


 


Кто-то сказал, что в любви есть привкус смерти. С этим можно не согласиться, но история любовных драм многих, чьи письма вошли в книгу, подтверждают это. Жуковский влюбился страстно и вдохновенно в свою ученицу и племянницу. Ее мать не согласилась на брак. Возлюбленная вышла замуж за другого и вскоре умерла, не позабыв до конца дней своих милого ей поэта. Жуковский всю жизнь хранил о ней память, воспевал в стихах свое меланхолическое чувство и женился только в шестьдесят лет.


А немыслимая даже сегодня, когда человечество обладает колоссальным опытом человеческих отношений, любовь, двой­ное убийство на почве пылких экзальтированных чувств Генриха Клейста, выдающегося немецкого поэта-романтика, и Адольфины Фогель. Как сообщается в краткой аннотации к письмам, поэт подружился с романтической девушкой в 1810 году. Клейст писал сестре: «Я нашел подругу с душой, парящей, подобно мо­лодому орлу…» В 1811 году они оба решили покончить с собой в один и тот же день. Генрих застрелился после того, как застре­лил Адольфину с ее согласия…


Дорогой читатель, книга, которую вы держите в руках,    эпистолярная антология, своеобразная песнь любви выдающих­ся людей прошлого. Это литературный, художественный, куль­турный памятник российского книгоиздательства XX века. Он интересен своим эстетическим многообразием и богатством. В сложном драматическом контексте нашего времени, когда рушатся духовные устои и идеалы, одной из возможностей постижения нравственных ценностей служит наше восприятие таких вечных понятий, как любовь, верность, самопожертво­вание в отношениях между мужчиной и женщиной. Поэтому предмет содержания книги был, есть и будет интересен читателю прошлого, настоящего и будущего. Вот почему оправданно переиздание-возвращение этой книги, о которой после ее выхода в свет высоко отзывались современники.

ФЕЛИКС МЕДВЕДЕВ

Отправить ответ

Уведомления
avatar
Анастасия
Анастасия

Я начала читать письма и уже не могу оторваться, перед глазами встают целые эпохи. Я будто ощущаю чувства авторов этих писем, как если бы они стояли у меня за спиной и сами нашептывали эти слова. В памяти проносится история нашей семьи с вековыми традициями, которые смогли сохранить даже в тяжелые для России и ее интеллигенции годы. Хочется верить, что среди нашего молодого поколения тоже будут всегда оставаться люди, которые станут биться за главную ценность в жизни, за вечную чистую и возвышенную любовь…

ANGELO$EK
ANGELO$EK

PROSTO KLASS

алекса
алекса

я заинтирисовалась

Нина
Нина

Потрясающе!!! Два часа читала переписку Великих людей.
Они Велики не только делами своими, но Велики и любовью своей.
Я в восторге от сайта. Огромное спасибо за него, особенно за письма!

Максим
Максим

Где можно скачать эту книгу?

Евгений
Евгений

Не подскажете как можно приобрести описанную здесь книгу? Очень заинтересовала.

Маша
Маша

Зачем приобретать, если можно и здесь почитать… 🙂

Лиля
Лиля

Где можно скачать эту книгу??? Подскажите?

Светлана
Светлана

хотелось плакать и смеятся от горя и радости одновременно… как прекрасна она-ЛЮБОВЬ и где моя???

артур
артур

мне все понравилось!!!

Юлька
Юлька

Не, я считаю что это слишком возвышенно не для наших дней точно.Видать перевелись такие слова для нашей молодежи.

олеся
олеся

класно вот это Любовные письма

Сладенькая
Сладенькая

То что я прочитала, на меня произвело огромное впечатление!!!…и если честно,то даже мурашки пробежали по коже..

РУСЛАНУ
РУСЛАНУ

МНЕ ОЧЕНЬ ОДИНОКО

Саня
Саня

Ваще круто

Евгения
Евгения

офигенно

Ольга
Ольга

Где можно взять эту книгу?

лариса ивановна
лариса ивановна

читать это литературное наследие особенно значимо для молодого поколения не только для восприятия возвышенных чувств,но и для того, чтобы понять насколько богат наш великий русский язык.

ЁЛКА
ЁЛКА

П То что я прочитала, на меня произвело огромное впечатление!!!…и если честно,то даже мурашки пробежали по коже..

Sanniki93
Sanniki93

блин интересная книга я такого еше ни читал. приходилось страдать приходилось смеяться приходилось и во все реветь

Анастасия
Анастасия

безумная книга

евгения
евгения

хотелось прочитать , где можно в инете найти

Нургиз
Нургиз

где можно скачать,подскажите???

каля
каля

написалибы сразу по англискому

wpDiscuz
Top
Стихи о любви

Стихи о любви