Женщина. Любит. Ненавидит. И так далее. 97 женщин — все похожи, все любят и все ненавидят. 97 мужчин? Один Дон Жуан? Петер Эстерхази, самый популярный современный венгерский писатель, создал постмодерную энциклопедию женщины, которая не каждому ловеласу по зубам.
Вежливый семьянин знатного рода пишет о женщине с точки зрения, где главными являются ее срамные места. То есть подтверждает народную истину о том, что мужчине от женщины только одно и надо… Так можно сказать с точки зрения читателя, который не особенно «дружит» с постмодерной литературой и который не воспринимает нецензурную лексику в «высоком искусстве».
Петер Эстерхази человек того поколения в Европе, которое созерцает литературный объект не как произведение, а как текст. «Женщина» — это тексты о женщине, которая может быть толстой и некрасивой, которая всегда не всегда знает как правильно подобрать цвет волос, большой, как шкаф, и миниатюрной, как гномик, много курить и готовить на кухне, иметь холодные ступни и играть в баскетбол, летом расцветать, а после свадьбы — плакать. Отсутствие любой повествовательной последовательности сначала сбивает с толку, а потом ты заглубляешься в словесную ткань, чтобы потерять чувство реальности. Воображение постмодернистской эпохи направлено на саморазрушение, действительность теряет смысл, каждое новое прочтение творит новый текст, выводит на новый уровень восприятия. Ибо реалистично переваривать историю о женщине, у которой «губы широкие, мысли, как у проститутки, зад плоский», невозможно без негатива. Хотя: «Я — избранный небом, что такая-вот женщина на меня взглянет».
Предложение в книге Эстерхази относительно содержания: «Войди в мою проблему, предложения кружится в голове, значит, оно есть…» Таким образом, читатель становится частью текста. Собственно, женщины — то и есть читатель. И тут вдруг Женщина — это человек, который «любит любовью женской». Имеет ли такой поворот значение для общей структуры произведения? Не имеет, так же, как не имеет значения, женщина любит, или ненавидит. Презентован дуэт чувств — как черное и белое, они несовместимые. Но в этом и заключается парадокс: не бывает ничего категорически белого,или черного, значительную роль играют оттенки, как и в отношениях.