Татьяна Никитична Толстая и её «Кысь»
Мир после взрыва, созданный воображением писательницы, мир, где мутировали и растения и животные и люди делятся на прежних и других. Мир, в котором умерла культура и, наконец, мир, в котором водится страшная Кысь — это воплощение страха не только перед чем-то ужасным государственным, но и страхом перед неизведанными сторонами своей души, тёмными и злобными. Кысь существо невидимое и обитающее в дремучих искорёженных взрывом лесах присутствует как нечто страшное и непонятное, угрожающее всем уже самим своим существованием. Это и человеческое невежество, это и мятущаяся в поисках ответов на вечные вопросы русская душа, это и прообраз русской тоски.
И селится она не только в страшных лесах, но и в головах людей, от того они ещё более дуреют, не оглядываясь на прошлое и не задумываясь о будущем живут в уродливом мире повального пьянства, русского «авось». Прежние люди, обладающие знаниями, силой, не вызывают уважения, пассивностью поведения и брезгливым отношением к большинству. Мир, созданный богатым воображением талантливого человека, столь образно и ярко переложен на бумагу, сложный и в тоже время простой и понятный язык, напряжённый сюжет делают роман чрезвычайно привлекательным для читателя, не случайно это произведение вызывает так много противоположных суждений.
Мир городка Фёдор — Кузмиченска вероятно обязан своим возникновением в фантазиях писательницы ностальгическому времени раннему детству. Страх 50-х, «облупленные форточки, битый кафель на полу, заводские гудки, страх перед чем-то непонятным, государственным, ощущение ужасного государства, лежащего под окном» преломлённый талантом внучки великого деда по материнской линии Алексея Николаевича Толстого создаёт эту сказку антиутопию «Кысь» удостоенную в 2001 году премией «Триумф».