Как сказал в свое время Карл Маркс: «Романтизм появился в качестве своеобразной реакции творческой среды на Французскую революцию». Это течение искусства проявилось после окончания Великой Французской буржуазной революции, и довольно быстро и прочно обосновалось во всех сферах искусства, от живописи до литературы. Это течение сопровождалось появлением идей свободы, равенства, братства и партнерства.
Основным стилистическим инструментом того времени являлся разум. Но прошло немного времени, и большая часть художников, писателей и скульпторов начали разрабатывать новое направление. В попытках уйти от действительности и появился романтизм. Этому течению характерно появление главного героя, который жил сначала по одним меркам и принципам, а потом поменял свое мировоззрение. Особого продвижения это течение добилось в литературе. Литераторы-романисты спровоцировали появление совершенно новых точек зрения, причем не только в сфере творческой деятельности, а и в экономике.
Деятели того периода отвергали капитализм и пропагандировали совершенно другие ценности, в частности безграничную свободу, творческую независимость и жажду новшеств. Сильное влияние на становление романтизма в литературе оказали фольклор, мистика и старинные легенды. Очень часто писатели делали предпосылки для популяризации культуры Средневековья, причем изображали ее гротескно, не с точки зрения древности и мрака, а с позиций своеобразности и сказочности.
Главный герой в произведениях эпохи романтизма должен был испытать в своей жизни 2 ключевых момента:
1. Изначально он живет в мире, полном шаблонов, он стремится к приключениям и подвигам, желая полностью изменить окружающих.
2. После определенного события главный герой становится пессимистом, его охватывает тоска и скука, а жажда приключений переходит в жажду опасностей.