Неким откликом человека на давление новых порядков и режимов стал именно этот жанр. Он зачастую становится ведущим на сломе времен и понятий, иными словами, в эпоху перехода. События происходят после революций, войн, катастроф, в месте, ограниченном от остального мира. Особое внимание в антиутопии уделяется конфликту человека (как личности) и тоталитарного государства, мир представлен через призму чувств одного человека. Характерной особенностью антиутопии является стремление героя восстать и нарушить, сломать систему.
Еще в 20-е годы того же века начался разговор о пугающем будущем. Первыми были произведение «Мы» Евгения Замятина и пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова «Багровый остров». В эпоху Советского Союза данному жанру не давали дышать, процесс развития был прерван, а возродился он уже во времена перестройки. Сейчас в моду снова вошли антиутопии, их пишут как фантасты, так и реалисты, а именно – Ольга Славникова, Василий Аксенов, Дмитрий Быков и прочие.
Рассматриваемый жанр может служить средством для сатирического отображения окружающей действительности. Подобной антиутопией является роман «Москва 2042» В.Войновича. Постмодернисты тоже не сдают позиции и пишут антиутопии: «Вампир В» (Виктор Пелевин), «Кысь» (Татьяна Толстая), «День опричника» (Владимир Сорокин).
В русских антиутопиях идет процесс осмысливания в исторического прошлого, а также настоящего страны в контексте актуальных для рассматриваемого времени вопросов. Авторам предоставляется (путем сочетания художественных моделей, использования сатирической аллегории и гротеска, а также пародии и фантастики) возможность всесторонне и всецело раскрыть социальные противоречия настоящего времени и прогнозировать возникновение таковых в будущем.