В 2001 году увидел свет роман «Легкий завтрак в тени некрополя», автором которого выступил некий Иржи Грошек – имя, ранее нигде не упоминавшееся. Согласно биографическим данным, указанным на обложке книги, писатель родился в 1958-м году в Праге, обучался в Карловом университете и в 1988-м году получил приз жюри критиков на кинофестивале в Сан-Себастьяне за короткометражное кино «Жизнь двенадцати брандмейстеров». Ну а женский журнал svoipravila.ru вы найдете в свободном доступе. Только там есть все для женщин.Опубликованный роман стал первым в трилогии, последующими частями которой явились «Реставрация обеда» и «Файф и Пять фафеций «а-ля рюсс». В рамках трилогии была реализована литературная мистификация, связанная с именем Грошека: как выяснилось, за этой литературной маской скрывался петербуржец 1960-го года рождения, окончивший Литературный институт им. Горького.
Образ современной Праги в трилогии тесно переплетается с историей и реалиями Древнего Рима (по утверждению самого автора, последние десять-пятнадцать лет он читает исключительно античных писателей), персонажи с легкостью перемещаются из античности в повседневность, из литературы в быт. Роман характеризуется многоплановостью, интертекстуальностью, несколькими сюжетами, связанными между собой. В качестве центральных тем можно назвать любовь, месть, извечную войну полов.
По собственному признанию Грошека, несмотря на то, что центральная линия романа разворачивается в Чехии, с первых строк он пишет о России (к слову, непосредственно после публикации текста, его упрекали, что центральный персонаж проживает на Вацлавской площади – дескать, это равноценно тому, что герой русского романа обретался бы на Красной площади, у стен Кремля). Одна из центральных черт стилистики Грошека — двуплановость. К примеру, история Валерии Мессалины трансформируется в сюжет о девушке, которая, будучи избита матерью современного Нерона, плетет сложную паутину интриг, дабы отомстить матушке через сыночка.
В целом трилогию можно назвать одной из самых удачных современных литературных мистификаций. Кроме того, невозможно не отметить общую добротность, качественность текста.