Сколько раз мне доводилось слышать, что пьесы Шекспира актуальны во все времена, и вопрос о том так ли это. Многие из его мыслей о борьбе добра и зла, о сделках с природой человека находятся вне времени, как и большинство из описанных им характеров и страстей. Об актуальности литературы Шекспира может свидетельствовать популярность фильма «Аноним», и многочисленное использование шекспировских сюжетов в современном кинематографе, наиболее массовом искусстве.
Так «Вестайдская история» повторяет сюжет «Ромео и Джульеты», за исключением замены семейной вражды на межэтническую и отличный финал, а знаменитый мультфильм «Король Лев» можно рассматривать, как адаптацию Гамлета. Так что лично для меня нет никаких оснований сомневаться в современности Шекспира и скорее более интересным вопросом является, почему пьесы Шекспира, человека писавшего еще в далеком шестнадцатом веке актуальны сейчас, ведь не так уж и много литературы того времени пользуется подобной популярностью. Все темы с репрессивными традициями, угнетением женщин, запретной любви и даже гомосексуализмом. Ведь и сегодня очередная Джульетта не может выйти за очередного Ромео только потому, что у него фамилия Монтекки.
На мой взгляд, актуальность Шекспира основывается, во-первых, как уже было сказано, на вневременных составляющих его пьес. То есть на личностях и все тех же извечных страстях и пусть его персонажи короли, королевы, и князья, они борются с теми же самыми проблемами, что сейчас есть у программистов и каких-нибудь астронавтов, потому что Шекспир описывает не персонажа через его чувства, а чувства через персонажа. И, во-вторых, основывается на схожести его времени и нашего, которое полно той же, социальной неоднозначности, пьесы Шекспира говорят современной аудитории о бессмысленности насилия, об обмане, социальных условностях, коварстве политиков.